?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Жизнь Клима Самгина

Будучи подростком, я каким-то окольным путем набрела на горьковскую "Жизнь Клима Самгина" и с удовольствием прочитала. А потом перечитала ее бессчетное количество раз - будучи все тем же подростком. С тех времен я к ней не возвращалась - и вообще, писатель Горький сделался фигурой какой-то очень сомнительной. Некоторые его пьесы - вполне ничего себе, особенно "Мещане" или "Дети солнца", но, имея, так сказать, Чехова, пьесы Горькова - на контрасте - перестаешь числить в больших удачах русской литературы. Так вот, возвращаясь к несчастному "Климу Самгину". Пытаясь вспомнить и саму книгу, и то, что же заставляло меня эту книгу перечитывать, теряюсь в догадках. Возможно, фигура главного героя (неким образом иллюстирирующая ленинский тезис о том, что "интеллигенция - г...но", но, конечно, более сложно и доказательно); возможно, энциклопедия "русских типов" - фигуры были действительно весьма колоритные (хотя опять же, Толстой или Достоевский в этом смысле куда богаче, и Горький "толстовщины" и "достоевщины" иногда поддает). А может быть, меня занимал тот фокус, который составлял основу этого произведения: человек на протяжении всей жизни создает впечатление, что он УМЕН, ОРИГИНАЛЕН, УНИКАЛЕН И НЕПОВТОРИМ - причем занимается этим с раннего детства - и "до упора". Думаю, сейчас вряд ли кто читал или читает эту книгу - но если случилось с кем-нибудь это недоразумение, будьте добры, известите: что находите в ней ВЫ? 
Думаю, - откупорить, что ли, шампанского бутылку и перечесть "Жизнь Клима Самгина"...

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
dir_for_live
Nov. 8th, 2007 08:18 pm (UTC)
Рекомендую. Очень хорошее дело - перечитывать "Клима Самгина".
natabelu
Nov. 8th, 2007 08:43 pm (UTC)
Но что Вы сами в ней находите?)
(Просто мне хочется сравнить впечатление взрослого человека с моим - стародавним, почти детским - от этой книги).
natabelu
Nov. 8th, 2007 08:51 pm (UTC)
Как я показательно "опечаталась": "пьесы ГорькоВА", вместо "пьесы ГорькоГО". Довольно распространенная ошибка. Однажды в газете прочитала про "Михаила Ефимовича ШвыдкоВА". Будьте бдительны, люди, с такими фамилиями. Можно легко промахнуться!)))
(русскому языку - троекратное "ура!")
amalissimo
Nov. 8th, 2007 09:37 pm (UTC)
Будучи всеядной по молодости, проглотила и Клима Самгина - как в коровью лепешку вляпалась. Очень неприятное впечатление, и никаким шампанским его не заглушить. А от женских образов просто выть хотелось.
Кстати, о женских образах - для меня всегда было загадкой, что женщины Горькому попадались вполне приличные, интересные и талантливые - что они в нем находили, в чем был фокус?
natabelu
Nov. 8th, 2007 10:10 pm (UTC)
я думаю, ничего особенного они в нем не находили. По молодости Горький пытался самоубиться из-за несчастной любви. А когда был "в силе" и фаворе - все равно не был неотразим настолько, чтобы женщины ему не изменяли... По-моему, он был очень влюбчив, и женщины - некоторые - его ловко использовали. Во всяком случае, Андреева (мхатовская актриса, конкурентка Книппер, женщина редкой красоты) тянула деньги и из Горького, и из Саввы Морозова (также в нее влюбленного) на большевистские нужды. А Мура, его последняя, и вовсе давала биографам поводы считать ее агентшей иностранных разведок, виновницей смерти Горького (типа яду дала) и по природе своей была удивительной авантюристкой. Вообще у них все было необыкновенно запутано.

А женские образы в "Самгине" как раз очень любопытные. Алина Телепнева - некий парафраз Элен Курагиной из "Войны и мира" - просто сыпала перлами. Чахоточная одна девица тоже была очень примечательная: умирала-умирала - и выйдя замуж за американца, враз выздоровела. И женщина по имени Марина, которая была предводительницей хлыстов и сделала на них состояние - это просто прообраз оголтелой бизнес-вумен... (надеюсь, я за давностью лет не слишкои напутала!)

Нет, как угодно, но "коровьей лепёшкой" я бы это произведение не назвала..)))
tiranus2
Nov. 8th, 2007 10:37 pm (UTC)
Я прочитал лет 10 назад. В целом уже с третьего тома чувствуется, что роман незакончен, недоработан. Четвертый том уже просто домучивал.
Тем не менее книга мне понравилась. И прежде всего из-за главного героя. Именно так. Не он сам, а его жизнь, происходившее с ним и вокруг его. Сам Клим сильно напоминает мне мои негативные качества. Этим он и привлекает меня и отталкивает одновременно.
Понравилось как представлена эпоха через характеры и бродившие в головах идеи.
natabelu
Nov. 8th, 2007 10:54 pm (UTC)
Да, по части эпохи, брожения идей в головах - в "Самгине" это было очень насыщено. Если так оно все и было в действительности (а похоже, что приблизительно так и было) - то я, как говорится, не удивляюсь. Всем последующим историческим перипетиям.
tiranus2
Nov. 9th, 2007 07:58 am (UTC)
Наверное имено поэтому у меня ещё было ощущение от романа как от чего-то такого, что заполняло некоторые "белые пятна" в понимании той эпохи, сильно дополняло общее представление о ней.
paulkosov
Nov. 9th, 2007 05:11 am (UTC)
Я согласен с одним из "ораторов", что к финалу книга выглядит сыровато. Но первые пару томов мне очень нравятся. Почему? А фиг его знает. Особенно никогда не задумываюсь над этим вопросом, потому что, уверен, такие вопросы напрасны.
Конечно, полно прекрасно выписанных типов. Более того, описаны те, с кем Горький был дружен, он сам себя описал и т.п. Это такое жесткий достаточно анализ себя и своих мыслей.
Да и трактовка героя явно неоднозначная. С одной стороны - пустой интеллигент, который кажется... С другой стороны - может, разгадку искать в детстве, откуда вот этот червь сомнения-то и пошёл - "А был ли мальчик?.."
natabelu
Nov. 9th, 2007 12:54 pm (UTC)
да, с детством там все непросто...
psihfilolog
Nov. 19th, 2007 08:59 pm (UTC)
Да, сейчас к Горькому относятся настороженно, и "Песню о Соколе" не читают, зато как раз "ЖКС" проходят! По крайней мере, на филфаке. Горький вообще пишет здорово, поэтому и читалась у меня эта книга хорошо. И мысли интересные. Вот только насчёт образов - абсолютно одинаковые все, имхо, только фамилиями различаются. Поэтому я в них сильно путалась.
natabelu
Nov. 19th, 2007 11:02 pm (UTC)
Я нет. В смысле не путаюсь. Персонажи очень разные: у каждого свои тараканы. Другое дело, что Горький не всегда наделяет героев какими-то яркими чисто речевыми особенностями (с другой стороны, если уж наделяет - то щедро); персонажи у него, как правило - носители идей...
Нет, все равно, не могу взять в толк, как вы в них путаетесь?))
lo_mar
Nov. 22nd, 2007 08:45 am (UTC)
будучи подростком обнаружил в книжном шкафу нашей семьи собрание сочинений Максима Горького. Зачитывался. Идеологическая начинка оставляла меня равнодушным, но характеры... В общем, попался мне под руку и роман "Жизнь Клима Самгина". Признаться как-то поначалу не пошло, тем более, что параллельно пытался читать "Подросток" Достоевского. В общем, победил Клим Самгин, а Подросток так и остался недочитанным.
Роман понравился, он не столько о самом Климе Самгине, сколько о его жизни -- события, в которых участвует он лично и которые происходят рядом с ними, люди, которые попадают в сферу его притяжения... С моей точки зрения написано очень живо и увлекательно. Кроме этого, роман привлек личностью-загадкой: я так г-на Самгина и не понял, но у взрослых спрашивать постеснялся, а критику было читать скучно, тем более что она была чересчур идеологизирована (продраться к смыслу, исключив идеологию, мне было сложно). Однако желания вернуться к перечтению этого романа уже в достаточно зрелом возрасте не возникало. Чтение этого романа было какой-то вехой что-ли, или этапом, который оставляешь позади и уже не возвращаешься. Не капли не жалею, что прочитал.
natabelu
Nov. 23rd, 2007 03:46 am (UTC)
А я прошлым летом с удовольствием перечитала "Подростка"!
Хотя и Достоевский, и Горький - что называется, "не мои" писатели.
Все равно, однако ж, хорошая литература.
Кстати. я приличной критики по поводу Самгина тоже не встречала. жаль. Там как раз есть о чем задуматься, репу почесать (как минимум)))
lo_mar
Nov. 25th, 2007 10:52 am (UTC)
:) вы просто толкаете меня к тому, чтобы перечитать "Жизнь Клима Самгина")))
( 15 comments — Leave a comment )